Правление благородного Хасана
Личность благородного Хасана
После войны в Сиффине и третейского суда исламский мир разделился на два политических лагеря. Одним из них был халифат Омейядов с центром в городе Шам, образовавшийся в результате событий, связанных с третейским судом и возглавляемый Муавией ибн Абу Суфьяном. Вторым был исламский халифат с центром в городе Куфа с избранным уммой (общиной) мусульман халифом, вставшим на место погибшего от рук мятежников.
Благородный Муавия, получивший легкое ранение от кинжала хариджита, покушавшегося на его жизнь, вскоре получил известие о смерти благородного Али (да будет доволен им Аллах), и сделал заключение, что теперь длившиеся годами разногласия закончатся.
После смерти благородного Али ибн Абу Талиба в 661 году (40 г. х.) жители Куфы объявили своим халифом его старшего сына – благородного Хасана ибн Али и присягнули ему на верность.
Спустя некоторое время после этого население Ирака, Хорасана, Хиджаза и Йемена присоединилось к ним, признав благородного Хасана халифом и присягнув ему на верность. Таким образом, в подчинении Муавии ибн Абу Суфьяна остались только Сирия и Египет. Те, кто присягнул на верность благородному Хасану, извлекли для себя уроки из прошлых событий, поэтому были согласны на самопожертвование ради сохранения его правления. Однако благородный Хасан был против всякого рода насилия, ибо по своей природе был уравновешенным и здравомыслящим человеком. Он даже был готов отречься от поста халифа, чтобы не допустить кровопролития. Между тем, благородный Хусейн был по натуре совершенной противоположностью своего брата, и по характеру походил на отца.
Шел шестой месяц нахождения благородного Хасана на посту халифа, когда в июле 661 года (рабиа-авваль 41 г. х.) Муавия ибн Абу Суфьян выдвинулся со своим войском на Ирак. Его целью было завоевать Ирак и захватить богатую иракскую казну. В ответ на эти действия благородный Хасан собрал войско и вышел из Куфы навстречу противнику. Оба войска встретились в местности Маскан у города Анбар. Благородный Хасан не желал, чтобы по причине неразрешенного вопроса о посте халифа вновь пролилась кровь, погибли мусульмане, женщины остались вдовами, а дети – сиротами. Кроме того, благородный Хасан не считал надежным свое войско, состоящее из иракских солдат, предвидя, что они будут проявлять непослушание и саботировать приказы, представ на поле боя перед войском Муавии. Он учел также, что такая ситуация может принять нежелательный и непредвиденный оборот, особенно если начнутся военные действия. В итоге он принял решение, что самое разумное – это заключить соглашение с Муавией на
определенных условиях.
Он сразу приступил к исполнению этого решения, направив Муавие письмо, в котором сообщал о своих условиях, а именно: жители Ирака и Хиджаза, являющиеся приверженцами благородного Хасана, не должны подвергнуться репрессиям. Во-вторых, должны быть прекращены оскорбления в адрес его отца, как в хутбах, так и среди населения. В-третьих, ежегодно ему должен выплачиваться налог (харадж) Ирана из средств государственной казны Ирака. В-четвертых, Муавия не должен назначать никого своим преемником. После его смерти народ должен присягнуть тому, кого изберет сам по своему желанию. Если эти условия будут приняты, то благородный Хасан откажется от должности халифа.
Муавия согласился на все условия, поставленные благородным Хасаном. И, так как спорный вопрос был улажен мирным путем, то иракское войско без сражения вернулось обратно в Куфу. Таким образом, переход под подчинение Муавии восточных провинций, находящихся на берегу реки Диджля (Тигр), обеспечил единство халифата. Поэтому год, в котором происходило это важное событие, получил название «джами» (объединение).
Благородный Хасан был халифом немногим более шести месяцев. Находясь на посту халифа, он занимался только внутренними делами халифата, не совершив каких-то заметных с политической точки зрения преобразований. Однако факт, что он добровольно отрекся от поста халифа, предотвратил возможные тяжелые последствия борьбы за власть. Также это явилось преградой к полному разрушению и распаду мусульманского единства.
Вскоре после возвращения благородного Хасана в Куфу туда прибыли Муавия и Амр ибн Ас с требованием, чтобы благородный Хасан в присутствии многочисленной общины, от имени семьи пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что он не желает пролития крови мусульман, поэтому отрекается от поста халифа в пользу Муавии ибн Абу Суфьяна. 26 июля 661 года (21 рабиа-авваль 41 г. х.) благородный Хасан вышел к минбару мечети Куфы и произнес речь. В своем обращении (хутбе) он отрекался от власти и сообщал о назначении Муавии халифом, с другой стороны, в нем содержался скрытый намек на малодушие и отсутствие энтузиазма у иракской общины.
Хутбу благородного Хасана в точности повторил Амр ибн Ас, который вышел к минбару после него. Так воплотился в жизнь хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно благородного Хасана: «Этот мой сын является сейидом (потомком рода Мухаммада). Его посредством Аллах примирит две мусульманские группы» (Бухари, Сулх, 9; Фадаиль аль-Асхаб, 22; Тирмизи, Манакиб, 31).
Благородный Хасан после передачи поста халифа Муавие переселился в Медину. Здесь он прожил 8 лет. В 50-м году хиджры в ночь на 5 рабиа-авваль он скончался в возрасте 47 лет. Другой источник сообщает, что Муавия отправил известие жене благородного Хасана – Саде бинти аль-Ашас с предложением, что если она согласится убить благородного Хасана, то он возьмет ее в жены. И она отравила мужа, что стало причиной его смерти. Переход благородного Хасана в мир иной, не нарушил общего спокойствия, установившегося в стране. Муавия ибн Абу Суфьян не пытался мстить или преследовать кого бы то ни было.
Некоторые историки приводят слова, которые благородный Хасан сказал своему брату, призвав его к себе, когда понял, что умирает: «Брат мой! Я нахожусь в преддверии встречи и соединения с дедом. Я много думал над вопросом о обязанности халифа и много советовался по этому поводу. Я понял, что Всевышний Господь не видит нас – семью Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), подходящими для того, чтобы вверить нам халифат. Ибо если один из нас совершит ошибку, то народ из-за этого, возможно, станет порицать семью Пророка. Ты поступи так же, как я». Если это слово истинно, то оно и в самом деле является завещанием, на которое стоит обратить внимание, и над которым следует размышлять.